Музыка повсюду. Она сопровождает человека с первых минут его жизни и затихает с последним вздохом человека. У каждого из нас своя мелодия, состоящая из разных звуков и она зависит от многих нюансов и ситуаций, происходящих в нашей жизни. Но что происходит с мелодией нашей жизни, когда мы слушаем музыку, которую в этом мир «приводят» всемирно известные музыканты? Способна ли она настроить нашу душу на нужный лад в моменты наибольшего расстройства.
Первым, кто отметил, что музыка оказывает влияние на здоровье человека, был армянский врачеватель, Мхитар Гераци. Дело было в ХІІ веке. Позже, в ХІХ веке, психиатр Эскироль из Франции практиковал музыкотерапию в психиатрических заведениях. В 1899 г. невропатолог Дж. Корнинг провёл исследования, используя музыку для лечения пациентов.
В 1913 г. под руководством В.М. Бехтерева было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». А потом уже о музыке вспомнили после первой мировой войны. Немцы лечили музыкотерапией язвы желудка, австралийцы обезболивали роды, а швейцарцы умудрялись лечить лёгкие формы туберкулёза. Что там говорить, даже в стоматологии музыкотерапия зарекомендовала себя. Правда, уже после второй мировой.
Мы все любим музыку. Каждый отдаёт предпочтение своему стилю. Или подбирает музыку под настроение. Наше подсознание само определяет то, что ему нужнно, когда этого не хватает или определёнными композициями «кричит» о том, что внутри.
Во второй половине ХХ века, когда технические возможности человечества значительно усовершенствовались, учёные стали изучать феномен музыкотерапии более углублённо и выяснили, что музыка влияет на все физиологические системы человека, на интенсивность процессов, происходящих в организме, на сердечно-сосудистую систему (вспомните, как бьётся ваше сердце, когда вы слышите любимую композицию или «сильное» музыкальное произведение). Музыкотерапия даже стимулирует гормональные и биохимические изменения в теле человека.
Сейчас любой клиницист едва ли назначит в качестве лечения язвы желудка или бронхита прелюдию Шопена, но в психиатрической практике этот метод имеет свою силу. Музыкой лечат неврозы, депрессии, тревоги, агрессию и т.д.
Первый этап – «Подстройка». Первая мелодия должна соответствовать настроению человека.
Второй этап – «Введение». Вторая мелодия должна быть лёгкой, воздушной. Так сказать, она должна воодушевлять человека, избавлять от «осадка» первой мелодии.
Третий этап. Третья мелодия должна вселять уверенность в человека, в его силы. Укреплять его дух.
Нельзя депрессивное состояние лечить подрывной, весёлой музыкой. Ведь у человека есть проблема, она его беспокоит. А тут, получается, что над его бедой смеются.
Это хорошо для тех, кто сам умеет играть. Нет, не на нервах. На музыкальных инструментах. Тогда человек свои тревоги, страхи и печали «выговаривает» мелодиями. Тут важна импровизация.
Должны же что-то творить люди, которые не владеют музыкальными инструментами. Поэтому они могут рисовать, писать стихи, ваять, ставить сценки, пантомиму, обсуждать образы после прослушивания композиции.
В музыкотерапии, как и в любом другом методе терапии, нужно соблюдать индивидуальный подход к каждому пациенту.