Адам Смит, отец промышленного капитализма, предположил, что люди изначально настолько ленивы, что способны работать лишь за деньги. И добавил...
В интересах каждого человека жить так спокойно, как это только возможно
Да, люди уважают стабильность и размеренность. В то время как часть из нас берет на себя высокие риски, большинство предпочитает чувствовать себя в безопасности. Чтобы обеспечить себе чувство безопасности, мы, как правило, выстраиваем привычные закономерности в своей жизни и поведении. Они позволяют нам дышать пьянящим воздухом расслабленной предсказуемости. Мы часто образно называем такой мирок «зоной комфорта». Но, если рассмотреть его немного ближе, то не найти в нем ничего, кроме тихого болотца с привычными кочками и лягушками, поющими нам о том, что все хорошо. Этот сладкий самообман может сыграть дурную службу. Ведь окружающий мир динамичен и непостоянен, он и от нас требует постоянного движения и развития.
Никто не утверждает, что зона комфорта и самодовольства непременно плоха. Просто это плоский, безликий пейзаж, который не содержит никаких сюрпризов. Жизнь в этом пространстве, не дает нам полной самореализации, и часто может привести к чувству неудовлетворенности, бесцельности или отсутствия смысла. Эти чувства являются центральными в экзистенциальной депрессии. Ведь легкого и все-таки приторного чувства незавершенности вполне достаточно, чтобы парализовать нас.
Вне зоны нашего комфорта и самоуспокоенности начинается зона личного роста. Это богатый, живой пейзаж, который заставляет нас двигаться, а не сидеть на месте. Это не обязательно то пространство, где мы поднимаемся в гору, боремся с аллигаторами или прыгаем с одного высотного здания на другое. В зоне личного роста у нас есть возможность развиваться.
Вы прекрасно понимаете, что зона комфорта и самодовольства – это не лабиринт без выхода. Это всего лишь место, откуда не хочется уходить. Нужно понимать разницу между истинным комфортом и ощущением того, что мы погрязли в болоте и не развиваемся. Это не обязательно относится к нашему жизненному укладу в целом. Это может быть что-то одно: наши отношения, наша работа или наша духовная жизнь.
Чтобы понять разницу между истинным комфортом и прозябанием, потребуется определенное количество самосознания, а также честность перед самим собой. Трудно почувствовать скрытый смысл сказанного вслух:
Я слишком устал, чтобы идти в спортзал!
где исходным кодом является:
«Я не забочусь о себе»
Я играю в футбол каждую субботу!
где кодом является:
«Мне, на самом деле, больше не нравится проводить время наедине с моей женой».
Но основная трудность заключается в том, что понимание приводит нас ближе к основной истине.
«Я не забочусь о себе» может говорить о вопросе самооценки, о том факте, что мы давно махнули на себя рукой.
«Мне, на самом деле, больше не нравится проводить время наедине с моей женой» может быть признаком внутреннего одиночества. Бедный Вася!
В осознании таких вещей мало комфорта, но именно дискомфорт становится двигателем нашего роста. Именно он зачастую заставляет нас двигаться вперед и развиваться.
Подобный вид самоанализа имеет свои предостережения, потому что за пределами зоны комфорта живет паника. Это все равно, что попасть к черту на кулички и не знать, как оттуда вернуться. Поэтому следует соблюдать осторожность. Подключите свой социально-эмоциональный интеллект, а также само- и другое сострадание, соберитесь и сбалансируйте свои шаги из зоны комфорта и самодовольства. Не нужно выпрыгивать оттуда, забыв взять с собой парашют. Действуйте обдуманно и взвешенно. И вот еще что! Вовсе не обязательно разрушать свою жизнь до самого фундамента, чтобы найти путь к личному росту.