Физическое развитие недоношенных детей

Недоношенным называют ребенка, который родился при сроке беременности менее 260 дней (или 37 недель). Недоношенные дети требуют особого внимания, поскольку в процессе их выхаживания обычно возникает ряд проблем.

Недоношенные дети. Какие критерии?

Недоношенные дети обычно имеют вес менее 2,5 кг. Если вес ребенка не достигает 1,5 кг, его называют глубоко недоношенным, менее 1 кг – экстремально недоношенным.

Физическое развитие недоношенных детей

Первые часы

Новорожденные недоношенные дети обычно помещаются в кувез – своеобразный инкубатор для выхаживания новорожденного. Одно из важных условий выживания недоношенных детей – оптимальный температурный режим, а также влажность окружающей среды. Поэтому после рождения недоношенного младенца помещают в среду с температурой 34–36,5 °С и влажностью более 70 %. К концу первого месяца температуру поэтапно снижают до 32 °С.

Отдельно стоит сказать о вскармливании таких детей. С этой целью разработаны специальные адаптированные смеси. Детям, рожденным на 33–34 неделях беременности, вскармливание обычно проводят через зонд.

Развитие недоношенных по месяцам

1 месяц

Малыш в первый месяц жизни подвержен разным инфекционным заболеваниям, которые у недоношенного ребенка могут сопровождаться осложнениями. Поэтому родителям необходимо оберегать младенца от переохлаждения и контакта с инфекционными больными.

За первый месяц жизни малыш мало набирает в весе. У недоношенного ребенка может позже появляться сосательно-глотательный рефлекс. В таком случае кормление осуществляют посредством зонда.

При недостаточном дыхательном рефлексе необходима искусственная подача кислорода.

2 месяц

На втором месяце малыш начинает набирать вес, что является хорошим признаком. При грудном вскармливании недоношенные дети быстро устают, поэтому следует докармливать их с ложечки сцеженным молоком матери.

3 месяц

На третьем месяце вес малыша возрастает в 1,5 раза. Он больше спит. Родителям следует позаботиться об оптимальном климате в детской комнате, возможности изменения положения тела ребенка во время бодрствования или сна.

4–5 месяцы

Ребенок возрастом четыре месяца начинает пытаться поднимать и удерживать головку, фиксировать взгляд, издавать звуки. На пятом месяце он уже пытается схватить руками игрушки, улыбается.

6 месяц

У шестимесячных малышей вес увеличивается в 2–2,5 раза по сравнению с рождением. Они уже могут поворачивать голову, реагируют на различные звуки, играют с игрушками, отличают близких от чужих людей.

Именно в это время недоношенные дети уже догоняют своих сверстников в развитии.

7 месяц

На седьмом месяце ребенок самостоятельно переворачивается на спинку, активно играет.

8–9 месяцы

В восемь месяцев малыш легко переворачивается, пытается ползать, а в девять месяцев может вставать, держась при этом за опору, играет с игрушками, берет руками еду.

10–12 месяцы

Малыши в этот период становятся еще более активными, произносят различные звуки, активно ползают, реагируют на свое имя.

В годик недоношенные дети полностью догоняют в развитии сверстников, родившихся в положенный срок. Они начинают произносить слоги.

Родителям рекомендуется не торопить детей с ходьбой, дать ребенку возможность развиваться постепенно.

Лечебная физическая культура (ЛФК) у недоношенных

Первый год жизни – это ответственный этап для развития ребенка, особенно недоношенного. Лечебная физкультура на первом году жизни основана на физиологических особенностях организма недоношенных детей: незрелость к моменту рождения структур головного мозга, несовершенство дыхательной функции, недостаточные приспособление к условиям внешней среды.

В первые месяцы у недоношенных детей, как правило, отмечается пониженный мышечный тонус, малоподвижность, общая вялость, слабо выражены врожденные рефлексы или даже отсутствуют. У детей в возрасте 2–3 месяцев иногда начинают преобладать процессы возбуждения, что сопровождается нарушением сна, повышенным мышечным тонусом, двигательной активностью. Занятия ЛФК способствуют совершенствованию деятельности нервной системы, кровообращения, органов дыхания. Также ЛФК имеет закаливающее воздействие на организм – повышает сопротивляемость организма, тренирует механизмы терморегуляции.

Дети, с которыми занимаются лечебной физкультурой, реже болеют острыми респираторными инфекциями.

ЛФК способствует восстановлению безусловных рефлексов и нормализации мышечного тонуса. Также улучшается эмоциональное состояние детей, они быстрее догоняют своих доношенных сверстников в психомоторном развитии.